Меню раздела
Кто на сайте
Сейчас 6 гостей онлайнОсновные стадии развития речи ребенка
Чтобы помощь была эффективной, взрослому необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития. И уже с учетом этого строить свои занятия.
Ниже приведем основные стадии развития речи ребенка от 0 до 5 лет.
Уровень развития речи детей в 2 года.
- Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
- Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
- Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
- Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).
- После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
- К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200—400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
- Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2—4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
- В речи много глаголов в повелительном наклонении.
- Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
- Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
- Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
- У части детей слабый, тихий голос.
Уровень развития речи детей в 3 года.
- Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
- Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
- Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
- Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
- Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
- Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
- Понимает несложные сюжетные картинки.
Уровень развития речи детей в 4 года.
- Словарный запас достигает 2000 слов.
- В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
- Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
- Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
- В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
- У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
- Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
- Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Уровень развития речи детей в 5 лет.
- Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
- Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
- Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
- Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
- Звукопроизношение полностью нормализовалось.
- Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
- Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.